Трактор МТЗ-5: конструктивные особенности и модификации

Выпуск популярного трактора марки МТЗ-5, который относится к тяжелой сельскохозяйственной технике общего назначения, начался еще в прошлом веке. Агрегат имел тяговый класс 1,4. Что касается производителя, то техника разрабатывалась в городе Минск на заводе, который позже стал более известен своей продукцией.

МТЗ-5 в поле

Первые модели трактора МТЗ-5  создавались в Белоруссии. Там их выпускали с 1957 года по 1962. Позже производство этой модели и его последующих модификаций было также налажено на Южмаше, где и собирались с 1958 по 1972 гг.

Историческая справка

Южмаш — Государственное предприятие «ПО «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова», специализируется на производстве ракетной и наукоемкой техники. Был основан в 1944 году. Расположен в Днепропетровске. Изначально не имел названия и носил номер №586. Помимо ракетно-космической техники выпускает троллейбусы, трамваи и тракторы ЮМЗ.

В качестве основы для модели «Беларус-5», был взят трактор МТЗ-2, который к тому времени уже считался устаревшим.

Данная машина создавалась для широкого спектра работ:

  • посев и уборка урожая;
  • пахота и удобрение почвы;
  • обработка полей химикатами;
  • транспортировка грузов.

Подобная универсальность достигается благодаря наличию дополнительного оборудования, которым можно агрегировать данную машину. Например, стогометатель, вилочный погрузчик или универсальный навесной копновоз. МТЗ-5 нередко использовался в качестве шасси для ряда некрупных гидравлических экскаваторов.

Особенности модификаций

Спустя год после запуска производства МТЗ инициирует программу доработки базовой комплектации трактора, с целью улучшить показатели ттх машины. Так появился трактор МТЗ-5К, который был снабжен раздельно-агрегатной навесной гидросистемой.

После 1958 года линейку серии МТЗ-5 пополнили модели МТЗ-5Л и МТЗ-5М, конечные буквы в названиях которых указывали на тип пуска двигателя: с помощью пускового двигателя или электро стартера соответственно.

Трактор Беларусь МТЗ-5

В след за ними конструктора создали модификацию с литерой «С», оборудованную одноместной кабиной закрытого типа. Трактора МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС в основном применялись при работе на сложных грунтах и нередко оснащались полугусеничным ходом.

Что же касается «Южмаша», то первое время выпускал классический вариант МТЗ-5. Однако, вскоре было налажено собственное производство тракторов, которые в дальнейшем сохранили широко известное название «Беларусь», но известны всему миру уже как трактора ЮМЗ.

Технические характеристики
Вес (кг) 3190
Габариты (мм) 1884х4095х2390
Мощность двигателя (л.с.) 40
Номинальный расход горючего (г/л.с. в час) 200
Объем топливного бака (л) 90
Максимальная/минимальная скорость (км/ч) 1,4 — 22,3
Дорожный просвет (мм) 450, 650 и 640 под задним мостом, задними колесами и передней осью соответственно

Силовая установка

Классическая модель «Беларусь-5» поставлялась на рынок с двигателем «Д-40» мощностью 40 л.с. Этот четырехтактный дизель, оснащенный четырьмя цилиндрами, в дальнейшем обзавелся модификациями Д-40Л и Д-40М, которые устанавливались на трактора с соответствующими литерами в маркировке модели. Буквы Л и М обозначали тип запуска мотора: электрический стартер или пусковой двигатель, соответственно. Трактор МТЗ-5ЛС компоновался движком Д-48Л с пусковым бензиновым двигателем и вихрекамерным смесеобразованием. Двигатель Д-48М на модификации трактора МТЗ-5МС запускался посредством стартера. Обе модели Д-48 имеют увеличенное число оборотов коленчатого вала (по сравнению с Д-40) и обладают мощностью 48 л.с.

Конструктивные изменения двигателей трактора Беларус-5 по сравнению с его предшественником МТЗ-2:

  1. Уменьшение массы двигателя и повышение его эксплуатационных характеристик.
  2. Более совершенная электроника (в частности освещение, сигнализация и пр.).
  3. Генератор постоянного тока.
  4. Электрооборудование силой тока 12 В.
  5. Аккумуляторы на 135 Ам-ч.

Конструкция

Когда-то МТЗ-5 считался лучшим трактором современности за счет целого ряда оригинальных и передовых решений, которые были отражены в его модели. В частности техника получила более совершенную муфту сцепления, новую гидросистему и вал отбора мощности с независимым приводом.

С помощью поверхностной закалки деталей при нагреве токами высокой частоты инженеры ощутимо повысили эксплуатационные характеристики ходовой и элементов трансмиссии трактора. Ходовая система стала более устойчива к нагрузкам благодаря модернизации конструкции передней оси и увеличению диаметра малых колес с одновременным снижением давления в их шинах.

Была дополнена система освещения трактора, в результате чего он получил четыре фары. Общий же вес конструкции уменьшился на 1/4 тонны.

В результате получился гораздо более универсальный по сравнению с МТЗ-2 трактор, который отлично агрегировался со множеством разнообразных сельхозмашин и оборудованием, требующим привод органов от вала отбора мощности.

Также читайте: МТЗ-40 — самая редкая модель минских тракторов

Из рабочего оборудования «МТЗ-5» комплектовался гидрофицированным крюком, полунезависимым приводом, гидравлической навесной системой, ВОМ и приводным шкивом.

Отдельно стоит отметить возможность не только менять ширину колеи и перемещать ступицы ведущих колес по полуосям, но и устанавливать полугусеницы, что значительно повышало характеристики проходимости по различным (в том числе сложным) грунтам.

Первые версии МТЗ-5 не обладали кабиной, однако на последние модификации устанавливалась простая одноместная кабина.

Отзывы владельцев трактора МТЗ-5

Отправить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Написать отзыв

Общий рейтинг:  
 Отзывов: 4
Кирил для МТЗ-5
Ставлю 4

Мне в нем нравится что можно ширину колеи менять а еще мы в деревне когда я работал на нем зимой на гусиницы его ставили. Хороший трактор на твердую 4 и то только потому что были проблемы небольшие с движком.

Игорь Евгеньевич для МТЗ-5
Хороший трактор!

А мне впятерке все нравиться. Он надежный, у него почти идеальная муфта сцепления, а его узлам и деталям вопще сносу нет. Я даже малому своему модель с журналом купил чтоб он смалку привыкал к папкиной работе и помошником рос.

Олесь для МТЗ-5
Не покупайте старье!

Лично мне вообще не нравятся тракторы мтз. Был точно такой 3 года потом его продали так как постоянно ломался. Вобще не пойму что за тяга такая у нашего народа к старым вещам? Уже давно пора в металолом здавать а они последние соки выжимают. Купили китайца – всем советую!

Iгор для МТЗ-5

В мене цей трактор дуже давно. Вiн старий але вдоброму робочому стані. На ньому я сам встановив стирто-клад, працюю по одному місяцю в рік. Дуже задоволений.

Поделиться в социальных сетях
Другие материалы
  1. Трактор Беларусь 100 МТЗ-100: технические характеристики и области применения
  2. mtz50-logo Трактор МТЗ-50 «Беларусь»: технические характеристики
  3. МТЗ-40 МТЗ-40: история самой редкой модели трактора «Беларусь»