Способы слива топлива с тракторов с системой слежения и методы борьбы с ними

Не секрет, что работники автопарков часто не гнушаются различными «леваками» и всячески стараются обеспечить себе дополнительный заработок, который с их точки зрения вполне заслужен. С другой стороны есть руководство этих автопарков, которое несет определенные финансовые потери (на одной грузовой машине убыток может составлять 500-1000 долларов США) и по понятным причинам выступает категорически против сливов топлива и использования их техники на стороне.

Поэтому для минимизирования убытков владельцы транспорта используют разнообразные методы контроля, такие как:

  • заправка по талонам;
  • установка пломб на топливные баки;
  • монтаж датчиков уровня топлива (ДУТ);
  • контроль с помощью GPS навигаторов.

И применение данных методов контроля уже давно стало отраслевым стандартом во многих организациях. Это не удивительно – ведь на фоне постоянного повышения цен на ГСМ, четкий контроль над расходом горючего и пресечение любых видов махинаций с ним позволяет снизить финансовые траты и тем самым повысить рентабельность компании. Кроме того в случае с системами GPS-мониторинга можно также контролировать перемещение транспорта и перевозимого с его помощью груза, что гарантирует безопасность перевозок.

И конечно, внедрение разнообразных систем контроля (в частности системы контроля топлива) часто сопровождается резким противодействием рядовых сотрудников компании, которых лишили возможности сливать горючее и зарабатывать «леваки». В итоге водители, многих из которых можно смело назвать достойными продолжателями дела Кулибина, не оставляют попыток как-нибудь повлиять на систему (в крайнем случае вывести ее из строя), чтобы она не мешала их дополнительному заработку.

Мы постарались собрать и проанализировать все советы и случаи, как со стороны «умельцев по обходу и обезвреживанию датчиков», так и со стороны владельцев автопарков, но для начала разберемся с тем, какие виды датчиков могут быть установлены на транспортное средство.

Виды датчиков уровня топлива

По сути, различают всего два основных вида топливных датчиков – электронные, устанавливаемые непосредственно «в» или «на» топливном баке и механические. Принцип работы первых основывается на измерении диэлектрической проницаемости горючего, значение которой меняется пропорционально объему дизеля (бензина) в баке. Вычислительная часть датчика либо полностью герметична, либо разборная, но с возможностью опломбирования его крышки. Вторые же представляют собой обыкновенную трубку с поплавком, погружаемую в топливо. Данный тип измерения обладает высокой погрешностью, поэтому на практике его используют крайне редко.

Также вскользь упомянем здесь и GPS-навигаторы, которые используются, в том числе и как способ контроля расхода горючего, но в отличие от тех же ДУТ, в данном случае попросту исключается возможность махинации с чеками, когда водитель берет на заправке подходящий для себя чек с необходимой датой и суммой и показывает его владельцу транспортного средства. Дело в том, что на каждом чеке указываются точные дата и время заправки и начальству не составит особого труда сравнить эти данные с показаниями навигатора, и если автомобиль в указанное время находился в другом месте, водителя, скорее всего, ждет серьезный разговор и даже увольнение. Не забываем и о том, что GPS-трекер полностью исключает любые не связанные с работой поездки на служебной технике, а значит и ее нецелевое использование (в частности, для «левых» подработок).

Нередко датчики и системы GPS-навигации используются комплексно.

Зависимость точности датчиков от качества топлива

Существует проблема, связанная с тем, что на наших заправках не всегда продается идеальное горючее, что отрицательным образом влияет на точность измерения датчиков, а также на их работоспособность.

Причем не имеет значения, используете ли вы механический датчик или электронный, если топливо некачественное, то проблема будет в обоих случаях. В механическом датчике начнет застревать поплавок, а в электронном – будут загрязнены измерительные электроды, что не лучшим образом скажется на его показаниях. Собственно еще и по этой причине многие руководители автофирм используют и ДУТ-ы, и GPS-навигаторы одновременно.

Повреждения датчиков водителями

Начнем, пожалуй, с наиболее агрессивных способов воздействия водителями на ДУТ-ы с целью полнейшего вывода их из строя. Обратите внимание, что данный раздел статьи носит исключительно информационный характер и будет интересен в большей степени владельцам автопарков (информацию для водителей мы дадим чуть ниже), которые вложили свои финансы в покупку оборудования и хотели бы, чтобы данное приобретение не стало «спуском денег на ветер» по вине далеко не самых честных работников.

Водителям же напомним, что любые варианты вывода из строя датчиков мониторинга и контроля горючего являются вандализмом и зачастую даже обыкновенная визуальная диагностика выявляет факт поломки, что в итоге заканчивается наказанием (вплоть до увольнения и требования выплаты компенсации за сломанное устройство).

Итак, наиболее распространенные способы выведения из строя датчиков уровня топлива, а также GPS-систем:

  • Полив кипятком или попытка сжечь при помощи паяльной лампы. Обжиг датчика гарантированно выведет его из строя, однако повреждения видны при визуальном осмотре, кипяток же на показания датчика никак не повлияет. Даже при попытке сыграть на разнице температур, например, поливая датчик кипятком на морозе, ничего серьезного не произойдет, поскольку корпус ДУТ-а выполняется либо из металла, что позволяет ему быстро отдать полученное тепло топливному баку, либо из пластика, который в принципе плохой теплопроводник (не забываем и о гелеобразном компаунде, фиксирующем плату, но и оберегает ее от контакта с корпусом датчика).
  • Сжигание проводов. Соединительные кабели прислоняют к выхлопной трубе или обжигают открытым огнем. Легко определяется при визуальном осмотре.
  • Залив кислотой или нанесение консистентной смазки на разъемы. В разъемы ДУТ-а, провода или сам терминал впрыскивается соляная кислота или на разъем наносится солидол. Проблема также легко определяется визуально и, в большинстве случаев, решается прочисткой и продувкой контактов. Защитить разъемы и провода от несанкционированного вмешательства можно при помощи пломбирования.
  • Закорачивание участка цепи оборудования при помощи воткнутой в провода иголки. Проблема определяется при визуальном осмотре, а для ее решения необходимо будет демонтировать неисправный участок кабеля.
  • Выведение из строя электроцепи при помощи электрошокера. На входы оборудование с помощью электрошокера подается разряд. Определить можно, изучив внутренние цепи защиты оборудования, которые рассчитаны на удары напряжения в среднем до 2500В.
  • Замыкание проводов идущих от датчика уровня топлива на корпус транспортного средства (минус) или на плюс. Потеря работоспособности системы будет временная и как только провода окажутся на своих местах, датчик снова заработает, поскольку в нем встроена защита от переполюсовки питания. Кроме того, способ малоэффективен, поскольку установщиками обычно пломбируются всевозможные узлы и без нарушения пломбы здесь не обойтись.

Еще один достаточно смелый ход, который мы хотим осветить, используется в случаях с погружаемыми датчиками, которые устанавливаются на всю высоту бака. Некоторые особо отчаянные водители пытаются датчик сломать физически, для чего прыгают на баке, прогибая его крышку собственным весом. Таким способом они пытаются повредить измерительную трубку датчика, однако, по технологии она устанавливается с зазором в 1,5-3 см между ее концом и дном бака, а значит, нужно очень постараться, чтобы прогнуть бак на такую глубину. Кроме того, некоторые датчики комплектуются пружиной, устанавливаемой на конце трубки, которая оказывает сопротивления попыткам «прыгуна». Ну и в целом, убедить начальство и установщиков, что бак был погнут сам собой, будет проблематично, а значит, случай окажется негарантийным и кому-то придется платить из своего кошелька.

К этому же варианту можно отнести попытки изогнуть трубку датчика через открытый топливный бак при помощи арматуры. Метод легко распознается и наказывается немалым штрафом за испорченное оборудование.

На фоне примитивнейших попыток сломать датчики, довольно интересно выглядит способ заклейки отверстия воздушного дренажа, который у ДУТ-ов находится в верхней части, сразу под крышкой. Эти отверстия, которых может быть несколько, необходимы для того, чтобы уровень топлива в трубке датчика изменялся вместе с изменениями его общего уровня в баке. При заклейке отверстия изменения топлива с течением времени фиксироваться не будет, что открывает определенный простор для махинаций. Однако отметим, что добраться до отверстия можно только, открутив крепление датчика к баку, которое у некоторых ДУТ-ов пломбируется при установке.

Отметим, что количество гарантийных случаев выхода из строя систем контроля обычно крайне мало и грамотно смонтированное оборудование будет работать без сбоев очень и очень долго.

Более действенные методы обмана

Теперь рассмотрим более интересные и зачастую действенные методы обмана систем топливного контроля (водителям на заметку!).

  • Слив топлива с «обратки». Это, пожалуй, самый лучший и эффективный способ из всех, позволяющий водителям сливать горючее и зарабатывать «левак», при котором можно быть пойманным разве что только за руку. Смысл в том, что при очень медленном сливе топлива, система не может автоматически отличить его от слегка повышенного расхода ГСМ. Классическим вариантом здесь станет врезка тройника с краном непосредственно в топливную магистраль, из которого топливо маленьким потоком будет бежать в заранее установленную канистру. За одну смену может набежать немало, однако датчик не покажет слива. Некоторые водители умудряются спрятать емкость для слива прямо в полостях рабочих механизмов спецтехники, что только усложняет их нахождение. Еще одним вариантом здесь будет установка шланга малого диаметра в «обратку» и подключение его к подготовленным канистрам, без отключения самой магистрали. Тот же принцип работает и при сливе топлива из «печки», которая в качестве горючего использует дизтопливо. Стоит отметить, что эффективность данного способа будет в разы выше при неграмотном и ленивом диспетчере (которому лень разбираться в повышенном топливном расходе), а также безответственном механике, закрывающем глаза на установленные водителями тройники. Если же указанные персоны не будут в сговоре с водителями, то данный трюк провернуть вряд ли удастся, поскольку диспетчер оперативно отреагирует на повышенный топливный расход, а механик быстро найдет искусно спрятанные канистры, штуцера и полости – куда сливается горючее.
  • Изменение объема топливного бака при помощи грелки. Здесь при заправке бака в него помещается надутая грелка. Датчиками изменение расхода топлива фиксируется, поэтому способ сомнительный (кроме того при извлечении грелки датчик просигнализирует о слитии топлива).
  • Изменение вязкости топлива. Для этого горючее разбавляется водой, печным топливом или газовым конденсатом. Средней эффективности способ, который влечет за собой неустойчивую работу двигателя, затрудненный запуск, дымление, а зимой – вмерзание датчика в осадок (лед).
  • Накладывание магнита на ДУТ. Данный способ больше подходит к первой части нашей статьи, однако особого вреда системе он не несет, определяется визуально, к тому же современные датчики защищены от воздействия магнитов, а значит, способ фактически можно отнести к «отжившим свое».

Заканчивая обзор, отметим, что любые схемы обмана систем контроля и махинации будут работать только тогда, когда водитель вступит в сговор с контролирующим персоналом (либо этот персонал смотрит на свою работу сквозь пальцы). Есть немало компаний, которые безответственно относятся к эксплуатации систем. В них обычно водителям удается обманывать начальство и даже склонить его к мысли о том, что покупка систем контроля – это зря потраченные деньги. Но также существует немало предприятий, которые осуществляют серьезный контроль и строго наказывают своих нечестных работников. Кроме того не стоит забывать, что большинство способов обмана систем мониторинга на поверку оказываются обыкновенными актами вандализма и влекут за собой в том числе и уголовную ответственность. По этой причине, каждый работник автопарка сам решает, становиться ли ему на «скользкий путь» сомнительного дополнительного заработка, рискуя, в том числе и своим рабочим местом, или лучше просто поговорить с начальством о повышении заработной платы.

Поделиться в социальных сетях
Также читайте
  1. mtz-1021 Конструкция трактора Беларус МТЗ-1021 и аналоги на рынке
  2. Беларус МТЗ-1220: особенности конструкции и сферы применения
  3. Трактор Беларусь 82 Трактор МТЗ-82: технические характеристики и параметры модификаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *