Плуги для тракторов и мотоблоков МТЗ: виды, установка и регулировка

Плуг – одно из революционных технических изобретений, в корне изменившее земледелие и повлиявшее на развитие человечества в целом.

Появившееся после приручения вьючных животных орудие, с помощью которого можно было менять истощенные растениями поверхностные почвенные слои на залегающую под ними плодородную землю, сделало возможным эффективное выращивание культурных растений на одном месте и значительно увеличило производительность земледельческих работ.

Применение и конструкция

Основная задача являющегося фундаментом эффективного земледелия механического возделывания земель – создание наиболее благоприятных условий для развития выращиваемых культур путем придания почве комковатой структуры с размером комков до 10 миллиметров, позволяющей растениям получать достаточное количество влаги, воздуха и питательных веществ.

Прицепной плуг на трактор МТЗ

Плуги — техническое средство механической обработки земли, предназначенное для вспашки почв.

Вспашка – основная почвообрабатывающая операция, суть которой заключается в измельчении почвы и укладке ее верхнего слоя в борозду с последующей присыпкой поднятой снизу земли, а также заделывания в грунт органических удобрений и пожнивных остатков.

Основные требования к качеству механической вспашки:

  • Одинаковый размер почвенного пласта на всем его протяжении;
  • Высокая плотность прилегания почвенных гребней друг к другу;
  • Строгая прямолинейность и параллельность друг другу борозд.

Конструкция

Конструкция наиболее распространенного плуга общего назначения состоит из установленных на металлической раме рабочих органов и вспомогательных элементов.

Основные рабочие элементы плуга:

  • Предплужник – рабочий узел, предназначенный для срезания задерненной поверхности почвы и ее укладки в образовавшуюся борозду.
  • Корпус – основной рабочий элемент плужного комплекса, отрезающий и переворачивающий расположенный со стороны сделанной предплужником борозды пласт почвы. Корпус состоит из образующих рабочую поверхность лемеха и отвала, а также предохраняющей его перемещение в сторону невспаханной части поля под действием сопротивления почвы полевой доски.
  • Лемех — рабочий орган корпуса, осуществляющий подрыв почвы снизу и ее направление на отвал.
  • Отвал – основной рабочий элемент, выполненный в виде металлической поверхности особой конфигурации, предназначенной для сдвига и дробления поднятого лемехом пласта грунта и его укладки в борозду.
  • Нож – предназначенная для выравнивания вертикальной поверхности борозды плоская металлическая деталь с режущей поверхностью.

Вспомогательные конструкции:

  • Опорное колесо – регулируемое по высоте специальным винтом ограничивающее глубину погружения корпусов плуга в почву колесное устройство, перемещающееся по невспаханной части поля;
  • Рамная подвеска – состоящий из металлических брусьев, балок жесткости и поперечных распорок каркас, служащий для крепления элементов плуга и его агрегирования с тракторами.

В качестве тяговых устройств для работы с плугами в большинстве случаев используются различные виды тракторной техники — тракторы, мини-тракторы и мотоблоки. Варианты установки плужного оборудования на них зависят от технико-эксплуатационных характеристик машин и плугов, а также условий возделывания и состава почв. Наибольшее распространение в современном аграрном производстве получила установка плужных комплексов на заднюю навеску тракторной техники.

Особенности установки плужного оборудования на тракторы, мини-тракторы и мотоблоки подробно рассмотрены следующих разделах статьи.

Классификация и виды

В зависимости от особенностей обрабатываемых грунтов и специфики выращивания на них растений при проведении пахотных работ используются плуги различной конструкции и назначения.

Классификация используемых для обработки почв плугов основывается на особенностях их конструкции и направления применения.

Разделяют следующие основные группы:

  • По устройству рабочих органов – лемешные (оборотные), дисковые и лущильные.
  • По варианту установки на базовый трактор – навесные, полунавесные и прицепные.
  • По назначению — общего и специального использования.
  • По способу выполнения вспашки – бороздные, обрабатывающие почву с образованием свальных гребней (в свал), оставляющие на поверхности земли борозды (вразвал) и гладко пашущие.

На большинстве плугов общего и специального использования устанавливают лемешные устройствами для вспашки. Оснащенные рабочими органами форме сферического диска, плуги дискового типа встречаются гораздо реже и применяются в основном для обработки целинных и освобожденных от леса земельных участков, а также для вспашки почвы после толстостебельных культур.

Плуги общего назначения применяются для возделывания почв на глубину до 27 сантиметров.

Лемешные плуги производятся с 1-5 корпусами, дисковые — с 1-3.

Закрепленные на навеске тягового агрегата, управляемые из кабины оператора, обладающие большей производительностью навесные пользуются более высоким спросом, чем прицепные устройства.

Предназначенные для работы в отличающихся от стандартных условиях вспашки плуги специального назначения разделяются на следующие основные виды:

  • Болотно-кустарниковый – механизм для вспашки болотистых и покрытых кустарниками и древесной растительностью высотой до четырех метров участков, а также почв с высоким содержанием торфа.
  • Возделывающий почву на метровую глубину плантажный плуг применяется для создания наиболее благоприятных условий для корневой системы растений. Оснащенный работающими на различной глубине двойными лемехами, он может использоваться для внесения в почву удобрений.
  • Позволяющими осуществлять укладку поднимаемого почвенного пласта различными способами моделями ярусного типа производят вспашку солонцов и подзолов.
  • Садовые – устройства, конструкция которых позволяет вспахивать расположенные под кронами садовых деревьев участки почвы.
  • Оснащенный устройством высева семян хвойных пород деревьев, лесной плуг используется для подготовки углублений при посадке леса на нераскорчеванных участках.
  • Устройства для вспашки каменистых почв, в состав которых входит система, обеспечивающая огибание рабочими органами твердых препятствий и автоматическое заглубление после преодоления преграды, используют при возделывании насыщенных каменистыми включениями земельных участков. Их части изготавливаются из материалов с высокой прочностью, а испытывающие наибольшую нагрузку при работе элементы могут меняться на другие.
  • Плоскорезный безотвальный или плуг для гладкой пахоты используется для почв, испытывающих значительное воздействие ветровой эрозии.

Установка на тракторную технику МТЗ

Техника МТЗ — один из наиболее распространённых видов тракторных машин, работающих на полях сельскохозяйственных предприятий постсоветского пространства, агрегируемых с большим количеством устройств и механизмов, в том числе и с плугами различной конструкции и назначения.

Установка и регулировка на трактор МТЗ-80 и 82

Вариант установки плуга на трактор выбирается в зависимости от количества плужных корпусов и величины рабочего захвата при вспашке.

Имеющие ширину захвата до 1,05 метра и количество корпусов от 1 до 3 плуги соединяются с тракторной навеской по трехточечной схеме, где точками крепления являются концы продольных и центральной тяг машины.

Позволяющая достичь большей приспособленности плуга к условиям вспашки двухточечная схема агрегирования используется для оснащенных опорным колесом плужных комплексов с шириной захвата от 1,05 метра и количеством корпусов более трех.

Навешенный на трактор двухточечным способом плуг во время вспашки может отклоняться в горизонтально-поперечном направлении на угол до 25 градусов в каждую сторону, выбирая оптимальную нагрузочную траекторию.

При агрегировании с трактором ширину колеи подстраивают под ширину рабочего захвата плуга. Так, модели с шириной вспашки 1,05, 0,9 и 0,6 метра необходимо устанавливать на базовые машины с расстоянием между колесами 1,5, 1,4 и 1,3 метра.

При вспашке с шириной захвата меньшей 1,05 метра правые и левые колеса тракторного агрегата работают в разных условиях: правые перемещаются по борозде, испытывая большую нагрузку двигающегося под наклоном трактора, а левые двигаются по не паханной поверхности, пробуксовывая на ней. Для сбалансированности нагрузки на колеса во время вспашки их выставляют асимметрично относительно направления движения. При ширине колеи 1,5 метра расстояние от центральной оси трактора до правого колеса должно быть 0,8 метра, а до левого 0,7 метра.

В модельный ряд плужных комплексов, рекомендуемых для агрегирования с BELARUS 80 и 82 их производителем, вошли следующие различного направления использования: ПКМП-3-40Р, ПЛН-3-35П, Л-108, ПНЛ-3-35, ПГП-3-35-3, ПЛ-35х3 и ПНО-3-35.

Настройка и наладка трехкорпусного лемешного плуга

Настройка плуга производится на участке с ровным и твердым покрытием.

При необходимости использования при вспашке предплужников их настраивают в первую очередь. Глубина погружения предплужника, который должен снимать во время вспашки верхний дернистый слой почвы толщиной до 0,1 метра, выставляется с использованием ряда расположенных на его стойке вертикальных отверстий. Чтобы добиться большей глубины вспашки, предплужник устанавливают в расположенные в верхней части его стойки отверстия.

Для исключения забивания во время работы основной корпус должен находиться на расстоянии 0,25-0,3 метра от лемеха предплужника, а полевые обрезные поверхности этих элементов располагаться параллельно друг другу.

Глубину погружения корпусов в почву настраивают при опущенном на площадку плуге, изменяя длину верхней тяги и правого раскоса навесного устройства трактора, под колеса которого подложены деревянные бруски с высотой на 2-3 см меньшей, чем желаемый уровень вспашки. У правильно отрегулированного плуга лезвия лемехов всех корпусов полностью ложатся на поверхность площадки.

Боковое отклонение от горизонтальной оси трактора устанавливается изменением длины ограничительных цепей. Их длина должна позволять продольным тягам отклоняться не более чем на 0,12 метра от центрального положения в каждую сторону.

В разных моделях ширина их рабочего захвата может изменяться регулировочной осью (модели ПЛН-3-35, ПН-ЗОР/2-ЗОР и другие) или зависит от положения колес базового шасси (ПН-8-35, ПКС-3-35).

Окончательная регулировка производится на месте вспашки. Отклонение глубины пахоты от необходимой регулируется увеличением или уменьшением длины центральной тяги, а поперечное перекашивание устраняется изменением положения раскосов.

У правильно отрегулированного плуга центральная тяга расположена параллельно главной оси трактора при ослабленных ограничительных цепях.

Установка на мотоблоки

Мотоблоки – смонтированные на одноосном шасси многофункциональные агрегаты, предназначенные для ведения сельскохозяйственных работ на участках небольшой площади с ограниченной возможностью доступа более крупной техники.

На мотоблоки устанавливаются как предназначенные для работы с определенными моделями плуги, так и универсальные устройства, работающие на большинстве мотоблочных агрегатов. Так, устанавливаемый на мотоблоки МТЗ П1-20 агрегируется с Мобил К G85, Агрос, Ghepard и другими устройствами.

Подготовка мотоблока к установке плуга

Оснащение конструктивно отличающихся от тракторов мотоблоков плугами имеет свою специфику.

Для агрегирования на имеющем небольшой вес мотоблоке транспортные колеса заменяют на выполненные в форме рифленого металлического колеса грунтозацепы, предназначенные для снижения нагрузки на агрегат при вспашке. Грунтозацепы устанавливаются с использованием специальных ступиц, монтируемых вместо транспортных держателей колес на ось привода мотоблока. Имеющие большую длину грунтозацепные ступицы, увеличивающие устойчивость машины при пахоте, закрепляются на приводном вале шпильками и шплинтами.

Наиболее удобными для работы с мотоблоками считаются плуги с весом до 60 килограмм, ширина захвата которых составляет от 0,2 до 0,25 метра.

Кроме этого, на мотоблоки с небольшой массой устанавливают дополнительные повышающие устойчивость машины при работе балластные грузы весом от 20 до 30 килограмм.

Материал по теме: Вспашка земли мотоблоком

Мотоблоки, используемые для вспашки должны иметь не менее двух передних передач, одна из которых должна быть пониженной.

Не рекомендуется использовать для пахотных работ имеющие одну передачу мотоблоки с весом до 45 килограмм.

Установка на мотоблок МТЗ-09Н

Плуг на мотоблок устанавливается с использованием стандартной или универсальной сцепки. Сцепку рекомендуют закреплять на мотоблоке одним шкворнем. При таком креплении имеющая при пахоте пятиградусный горизонтальный люфт сцепка снижает силу сопротивления почвы, действующую на агрегат, и исключает его отклонение в сторону, уменьшая нагрузку на оператора.

Для соединения плуга и сцепки используются расположенные на его стойке вертикальные отверстия, которые также применяются для установки глубины пахоты.

Настройка и регулировка плуга, установленного на мотоблок

Настройка смонтированного на мотоблок плуга включает в себя установку глубины вспашки, регулировку наклона отвала и полевой доски.

Для настройки используют ровные площадки с плотной поверхностью.

Глубину вспашки выставляют на мотоблоке, установленном на имитирующие условия пахоты деревянные опоры, толщина которых отличается от предполагаемого заглубления на 2-3 сантиметра.

На правильно настроенном плуге полевая доска своей торцевой частью полностью лежит на поверхности участка, а стойка расположена параллельно внутреннему краю грунтозацепов и перпендикулярна земле.

Угол наклона полевой доски устанавливается регулировочным винтом. Вращая винт в разных направлениях, добиваются такого положения полевой доски, при котором ее пяточная часть располагается выше носка лемеха плуга на 3 сантиметра.

Настройка наклона отвала производится на мотоблоке, установленном на опору правым грунтозацепом. Ослабив гайки крепления плуга к раме мотоблока, отвал располагают перпендикулярно поверхности земли.

Мотоблок с настроенным плуг доставляют на место работы, устанавливают правым грунтозацепом в проложенную борозду и начинают движение на крайней пониженной передаче. При движении оснащенный правильно отрегулированным плужным механизмом мотоблок накренен вправо, а его плуг расположен перпендикулярно обрабатываемой почве.

При настроенном с соблюдением всех необходимых требований плуге мотоблок двигается равномерно, без остановок и рывков, силовой агрегат работает ровно, носок лемеха не заглубляется в землю, а поднятый пласт почвы накрывает крайнюю часть предыдущей борозды.

Агрегирование с мини-тракторами

Мини-тракторами принято называть модели тракторной техники с силовой установкой мощностью до 30 лошадиных сил, основным направлением применения которых является обработка почв на участках с малой площадью.

Тяговые характеристики этих тракторов позволяют агрегировать их с оборотными одно- и двухкорпусными плугами, а также дисковыми и роторными плужными механизмами с небольшой производительностью.

Среди компактных тракторов выпускаемых сегодня МТЗ-Холдинг наиболее известными являются модели производства Смаргонского агрегатного завода МТЗ-132Н и 152, агрегируемые с плугами различных производителей, среди которых ПУ-00.000, 1L-230, 1LF-225, LS-225, LS-125 и другие.

Установка и регулировка плуга на мини-тракторе МТЗ

Большинство моделей оборотных плугов, предназначенных для работы с тракторами компакт-класса, имеют ширину захвата до 0,5 метра и производят вспашку на глубину до 0,25 метра.

Крепятся они к заднему навесному устройству трактора с применением трехточечной схемы. Так, имеющиеся на сцепке однокорпусного плуга ПУ-00.000 боковые пальцы соединяются с проушинами продольных тяг, а проушина центральной тяги трактора закрепляется в сцепочной скобе плужного механизма.

Настройку плужного оборудования мини-тракторов производят на ровных участках с плотным грунтом или твердым покрытием.

При необходимости применения при вспашке предплужников настройку плуга начинают с установки этих элементов. Предплужники располагают параллельно полевому обрезу основного корпуса плуга и закрепляют на раме специальными хомутами.

Настройку корпуса или корпусов плугов производят на установленном левыми колесами на подкладку из дерева или кирпичи тракторе. Толщина используемой при настройке подложки должна быть меньше глубины предполагаемой вспашки на 2-3 сантиметра.

На некоторых моделях плугов регулировка глубины вспашки производится на месте работы через изменение высоты расположения опорного колеса.

При таком расположении машины лемеха опущенного на площадку плуга должны полностью касаться поверхности выбранного для настройки участка.

Установка бокового перпендикулярного перемещения плуга, которая не должна превышать 12 сантиметров в каждую сторону, производится при поднятом на высоту до 3 сантиметров корпусе (корпусах) плуга ослаблением или натяжением ограничительных цепей.

Окончательную регулировку плуга проводят на месте вспашки, убирая поперечные перекосы, изменяя положение плужных раскосов.
Если установка и регулировка плуга произведены правильно, главная тяга располагается параллельно оси трактора, а ограничительные цепи расслаблены.

Поделиться в социальных сетях
Также читайте
  1. Борона для трактора Бороны для техники МТЗ: обзор 10 популярных моделей
  2. Навесной глубокорыхлитель для МТЗ Глубокорыхлители почвы для МТЗ: критерии выбора и преимущества агрегатов
  3. Культиватор для трактора МТЗ Культиваторы для тракторов и мотоблоков МТЗ: обзор 9 популярных моделей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *