3 типа насосов на тракторах МТЗ: конструкция и ремонт

Насосы – устройства, создающие давление жидкости, используя для этого механическую энергию двигателя.

В тракторной технике насосные механизмы устанавливают в системах, использующих во время своей работы различные жидкие вещества.

Насосы подают топливо в камеры сжигания двигателя, создают давление в гидравлической системе трактора и поддерживают циркуляцию жидкости при охлаждении силовой установки машины.

Насосы тракторной гидравлической системы

Основной функцией раздельно-агрегатной системы трактора является обеспечение его агрегирования с различными видами оборудования, использующего подаваемую под давлением рабочую жидкость для приведения в действие рабочих органов.

НШ32

Насос шестеренный НШ32

В гидросистемах тракторов производства торговой марки BELARUS устанавливают шестеренчатые гидравлические насосы (нш), выполняющие подачу рабочей жидкости в гидравлическую систему под необходимым для работы ее узлов давлением.

Конструкция и принцип действия

Основные элементы конструкции шестеренчатого насоса:

  • Две одинаковые, входящие в зацепление между собой шестерни, помещенные в герметичный корпус с минимальным радиальным зазором между венцами шестеренчатых колес и его поверхностью. Боковые поверхности шестерен, одна из которых является ведущей и соединяется с приводным валом, также плотно прилегают к стенкам корпуса.
  • Передняя и задняя крышка;
  • Обеспечивающие герметичность устройства и фиксирующие детали насоса уплотнительные и крепежные элементы;
  • Отверстия для всасывания и выпуска нагнетаемой жидкости.

Насосы шестеренчатого типа различаются направлением вращения шестерен (правое и левое) и формой корпуса.

Замена масляного насоса гидросистемы на МТЗ-82

Более мощные шестеренчатые насосные устройства круглой формы используются при агрегировании тракторов с оборудованием, требующим большой гидравлической мощности – экскаваторными комплексами, бульдозерными отвалами и подъемными устройствами.

Разнонаправленно вращающиеся шестерни подхватывают поступающую в насос рабочую жидкость и переносят ее на его выход, создавая разрежение на входе устройства и повышенное давление на его выходе.

Коэффициент полезного действия насоса зависит от утечек перекачиваемой жидкости через зазоры между шестернями и поверхностью корпуса и обычно равен 0,8-0,95.

Часто встречающие неисправности НШ, их причины и способы устранения

Неисправность Причина Способ устранения
Поступление в гидросистему недостаточного объема нагнетаемой рабочей жидкости или ее полное отсутствие. Неисправность привода, утечка рабочей жидкости или износ устройства, вызванный превышением срока эксплуатации. Проверить исправность привода и его соединения с насосом. Устранить разгерметизацию устройства.
Появление пены в баке для хранения рабочей жидкости или воздуха в гидросистемных трубопроводах. Нарушение герметичности трубопроводов. Низкая температура рабочей жидкости. Износ уплотнительных элементов. Устранить разгерметизацию, заменив уплотнительные элементы и отремонтировав трубопровод. Повысить температуру рабочей жидкости.
Вибрация и нехарактерные шумы во время работы агрегата. Ослабление креплений элементов насоса или износ приводной муфты. Затянуть крепежные элементы или заменить муфту привода.
Не достижение при работе максимального давления рабочей жидкости. Загрязнение деталей клапана или его перекос. Разобрать клапан и прочистить его золотник. Провести регулировку клапана.
Периодическое сверхнормативное нагревание агрегата. Засорение фильтра, работа на повышенной мощности или недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения. Прочистить фильтр, снизить рабочую мощность, долить жидкость в бак.

Подкачивающий тракторный насос

Подкачивающий насос обеспечивает равномерную подачу горючего из бака для его хранения к главному топливному насосу и создает необходимое для преодоления сопротивления клапанов давление в топливопроводах.

Конструкция

Основными его конструктивными элементами являются:

  • Корпус;
  • Состоящий из стержня и пружины толкатель;
  • Перемещающиеся в цилиндрах поршни для механической и ручной подкачки топлива с пружинами;
  • Регулирующие впуск и выход из него впускной и нагнетательный капроновые грибковые клапаны;
  • Полость высасывания и нагнетания;
  • Рукоятка для использования в ручном режиме.

Принцип действия

Установленное на корпусе главного топливного насоса подкачивающее насосное устройство приводится в действие кулачковым валом головного агрегата.

Подкачивающий насос МТЗ-80

Подкачивающий насос МТЗ-80

Рабочий цикл представляет следующую последовательность технических операций:

  • Закрепленный на валу головного насоса эксцентрик набегает на толкатель поршня подкачивающего насоса, который приводит в движение поршень;
  • Перемещение поршня сопровождается сжатием толкательной и поршневой пружин, а также повышением давление горючей жидкости, под действием которого открывается нагнетательный клапан и закрывается впускной;
  • При достижении поршнем своего крайнего положения нагнетательный клапан закрывается, а находящееся под действием подпираемого пружиной поршня горючее равномерно поступает в фильтр тонкой очистки;
  • При расходовании топлива во впускной области насоса создается разрежение, открывающее впускной клапан для подачи порции горючего в подкачивающее устройство.

Использование такого конструктивного принципа позволяет автоматически регулировать объем подаваемого горючего.

Ручная подкачка используется перед запуском силовой установки трактора для наполнения топливной системы и удаления из нее воздуха.

Неисправности и их устранение

Основной проблемой в работе механических подкачивающих насосов является попадание в них воздуха, которое приводит к затруднению перемещения или заклиниванию поршня и нарушению ритма подачи горючего.

При обнаружении этих проблем необходимо удалить из устройства воздух, используя рукоятку ручной прокачки.

Прокачку горючего производят, перемещая рукоятку вниз и вверх при открытом вентиле фильтра тонкой очистки, и продолжают до тех пор, пока вытекающее из трубки слива топливо не будет содержать воздушных пузырьков.

После прокачки вентиль фильтра очистки закручивают и запускают двигатель.

Водяные помпы

Водяные тракторные насосы (помпы) используются для отвода тепла, создающегося во время работы двигателя трактора.

Водяная помпа МТЗ-80

Водяная помпа МТЗ-80

При этом насос забирает охлажденную жидкость и подает ее в охлаждающую силовую установку трактора рубашку, вытесняя находящуюся там нагретую жидкость.

Конструкция и принцип действия

Основными элементами конструкции водяных помп, использующихся в системах охлаждения тракторных двигателей, являются:

  • Чугунный корпус;
  • Закрепленная на валу с помощью болта крыльчатка, расположенная в специально выделенной для нее профилированной полости;
  • Оснащенные резиновыми манжетами подшипники крепления валика крыльчатки, пространство между которыми заполнено маслом;
  • Разделяющий водяную и масляную полости насосного агрегата торцевой уплотнитель крыльчатки, состоящий из прилегающей к торцу зафиксированной в корпусе агрегата упорной втулки изготовленной из текстолита шайбы, резиновой манжеты и поджимающей пружины.

Расположенная в передней части блока цилиндров водяная помпа приводится в действие вместе с вентилятором клиновидным ремнем, перекинутым через шкив коленчатого вала.

Вращающиеся лопасти крыльчатки захватывают и подают жидкость в выполненный в форме улитки канал, где происходит увеличение ее давления и направление в систему охлаждения двигателя.

Сопровождающееся увеличением давления в спиральном канале вращение крыльчатки создает разрежение во входной части насоса, под действием которого в устройство втягивается следующая порция жидкости.

Неисправности и их устранение

Неисправность Причина Ремонт
Течь жидкости из дренажного отверстия или потеки масла на шкиве. Выход из строя уплотнительного узла помпы. Замена элементов уплотнительного блока.
Высокий уровень шума и характерный стук во время работы устройства. Износ или разрушение подшипников. Износ места контакта валика с ремнем. Замена подшипников или валика.

Водяные помпы, использующие в качестве привода тракторный ВОМ

Использование установленных на тракторной технике устройств отбора мощности в качестве привода насосов для перекачки жидкостей нашло широкое применение в аграрном производстве, добыче и обогащении полезных ископаемых, мелиорации, муниципальном хозяйстве и в других отраслях производственной деятельности.

Агрегирование насосного оборудования, использующегося для перекачивания жидкостей, с тракторной техникой производится как с использованием передаточных механизмов различных типов, так и через подсоединение рабочих органов насосных устройств непосредственно к валу отбора мощности машины.

Работающие от ВОМ водяные помпы должны иметь технико-эксплуатационные характеристики соответствующие техническим характеристикам устройства отбора мощности базовой машины, а также оснащаться механизмами крепления, обеспечивающим надежное соединение насосных агрегатов с ВОМ.

Рабочий цикл водяных насосов, использующих в качестве привода тракторный ВОМ, похож на цикл работы водяного насоса системы охлаждения тракторного двигателя, а признаки неисправностей и способы их устранения зависят от конструктивного исполнения насосных устройств.

Поделиться в социальных сетях
Также читайте
  1. Аккумулятор трактора МТЗ Аккумулятор для «Беларуса»: разновидности, способы зарядки и уход
  2. Трактор МТЗ с трубой Выхлопная труба и глушитель трактора МТЗ: конструкция и ремонт
  3. Магнето трактора МТЗ Магнето: устройство и настройка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *