Как устроена ходовая часть минитрактора МТЗ

Ходовая часть любого трактора несет на себе нагрузку всех установленных деталей и агрегатов, передавая ее на грунт, а также преобразует крутящий момент от двигателя в движение трактора и работу навесного оборудования.

Из чего состоит ходовая часть

В состав ходовой части минитракторов входят следующие элементы.

Рама (остов)

Предназначена для монтажа всех механизмов и узлов трактора. В большинстве случаев рама состоит из двух несущих лонжеронов, соединенных между собой перемычками из прочной стали. Перемычки могут быть приварены, иметь болтовое соединение или соединение на заклепках.

Схема трактора МТЗ-422

Схема трактора МТЗ-422

Также причислить к остову можно и другие схемы компоновки. Так, по типу остова тракторы подразделяются на:

  • рамные,
  • полурамные,
  • безрамные.

В первом случае основой является рама, описанная выше. Полурамный тип, когда часть рамы присоединяется к корпусным деталям трансмиссии. Распространенный пример — трактор МТЗ-80/82. Безрамный тип – при котором все узлы жестко соединяются между собой.

Редко используется в тракторостроении, однако является классической компоновкой при производстве мотоблоков: к двигателю крепится коробка передач, выполненная в одном корпусе с ведущим мостом, на полуоси моста установлены колеса.

Минитракторы МТЗ практически во всех случаях имеют полурамный рамный тип конструкции. В линейке минитракторов МТЗ имеется модель «Беларус» 132Н, которая имеет шарнирно – сочлененную раму, что значительно повышает маневренность (шарнирно–сочлененная рама состоит из двух полурам, связанных между собой шарнирным или подвижным соединением).

Трансмиссия

Трансмиссия, это совокупность узлов, предназначенная для передачи крутящего момента двигателя непосредственно к приводным колесам, а также для работы навесного оборудования. Навесное оборудование присоединяется к валу отбора мощности (ВОМ). ВОМ – устройство, которое передает вращение от коробки передач к редуктору навесного оборудования, как правило, посредством карданного вала.

В состав трансмиссии входят:

  • Коробка передач. Устройство, которое увеличивает или уменьшает силу крутящего момента, а также направление вращения (движения трактора) в зависимости от выбранной передачи. На минитракторах используются механические коробки передач.
  • Сцепление. Служит для разъединения двигателя и коробки передач при переходе на пониженную или повышенную передачу. В большинстве моделей минитракторов МТЗ реализовано в виде ведомого диска с фрикционными накладками, который расположен между ведущими (маховик и корзина сцепления) дисками.
  • Раздаточная коробка. Устанавливается на трактора с колесной формулой 4х4 (привод на все 4 колеса). Служит для распределения момента между осями, а также отключения одного из мостов.
  • Ведущие мосты. Комплекс механизмов, с помощью которых крутящий момент коробки передач приводит в движение колеса трактора.
  • Рулевое управление.
  • Тормозная система.
  • Движитель (колеса).

Ходовая часть линейки минитракторов Минского Тракторного Завода выполнена по классической схеме полурамной конструкции. Двигатель расположен в передней части трактора и жестко соединяется с коробкой передач, которая находится в едином блоке с раздаточной коробкой. Передний мост выполнен отдельно, задний мост объединен в одном корпусе с коробкой передач. При проектировании ходовой части учитывались условия, в которых должен работать трактор, а также исключалось наличие сложных узлов, дорогостоящих в ремонте и обслуживании. Так простая механическая коробка передач справляется с возложенными задачами, и на минитракторы МТЗ не устанавливают гидромеханические и гидротрансформаторные коробки. Это отличает модельный ряд тракторов малого класса тяги от полноразмерных тракторов.

Мосты минитракторов МТЗ

Мосты трактора передают крутящий момент от коробки передач на колеса, изменяя при этом передаточное число, а также вектор силы на 90 градусов.

Линейка тракторов малого класса тяги выпускается в полноприводном исполнении. Модели имеют передний и задний ведущие мосты с возможностью отключения одного из них.

Беларус 320.4

Трактор Беларус 320.4

Передний мост моделей «Беларус» 320 и модификаций, а также «Беларус» 610 и модификаций является приводным. Закреплен шарнирным соединением в передней части на полураме, что позволяет ему изменять угол относительно остова трактора на 8 градусов в каждую сторону. Колеса поворотные, привод осуществлен от коробки передач через карданный вал. Предусмотрена возможность изменения ширины колеи передних колес, для обработки посевов с разной шириной междурядий.

Задний мост приводной, с блокирующимся дифференциалом. Управление блокировкой осуществляется из кабины рычагом. Блокировка дифференциала значительно улучшает проходимость трактора. Задний мост закреплен жестко на остов, подвижности не имеет.

Шины и диски, устанавливаемые на минитракторы МТЗ

«Беларус» 132Н/152:

  • Перед 210/75 r13 или 6,5L-12.
  • Зад 210/75 r13 или 6,5L-12.

«Беларус» 311 и модификации:

  • Привод 4х4, перед 7.50L-16.
  • Зад 12.4L-16.
  • Привод 4х2, перед 6.50L-16.
  • Зад 12.4L-16.

«Беларус» 320 и модификации:

  • Перед 7.50L-16.
  • Зад 12.4L-16.

«Беларус» 420 и модификации:

  • Перед 210/80 r16.
  • Зад 11,2L-20.

На всех моделях установлены шины с низким давлением на грунт, радиальные, камерные. Диски стальные, изготовленные методом штамповки, сварные.

Рама минитракторов МТЗ

Большинство моделей выполнено по полурамной схеме. Однако есть и другие варианты, так трактор «Беларус» 132Н имеет шарнирно-сочлененную раму. Такая рама состоит из двух тележек, соединенных меж собой на поворотном шарнире. Изменение направления движения осуществляется за счет изменения угла между двух частей рамы. Такая схема позволяет значительно увеличить маневренность трактора. Радиус поворота составляет всего 2,5 метра, против 3,7 метров у минитракторов с полурамной схемой.

Трактор Беларус-152

Трактор Беларус-152

«Беларус» МТЗ-152 является примером безрамной конструкции. Остов трактора состоит из корпуса переднего и заднего мостов, картера сцепления, а также шарнирного соединения.

Полурамы для остальных моделей выполнены из стали методом штамповки с поперечными ребрами жесткости. Соединения элементов в полурамах сварные и болтовые.

Неисправности элементов ходовой части и методы их устранения

При эксплуатации тракторов с нагрузками, превышающими допустимые, происходит разрушение несущих элементов: трещины, деформации рамы или полурамы, износ или обламывание зубьев шестерен коробки передач и редукторов мостов.

Распространенной неисправностью является износ фрикционных накладок ведомого диска сцепления. При такой неисправности диск начинает пробуксовывать между ведущими дисками, и не весь момент от двигателя передается на коробку передач. Для устранения необходимо произвести демонтаж коробки передач, снять корзину сцепления и заменить диск сцепления. Собрать детали в обратном порядке.

Также изнашиваются фрикционные накладки тормозных механизмов. При этом наблюдается неполное торможение колес, неравномерные тормозные усилия на колесах.

При длительной эксплуатации трактора изнашиваются игольчатые подшипники крестовин карданных валов. При этом наблюдается вибрация и стук при трогании с места. Для замены крестовин необходимо демонтировать карданный вал, извлечь стопорные кольца чашек крестовин, выбить чашки, запрессовать чашки новой крестовины, собрать в обратном порядке.

При износе, обламывании зубьев шестерен в коробке передач и мостах трактора, а также при износе подшипников необходим демонтаж узла, с последующей разборкой, дефектовкой и заменой изношенных деталей.

К неисправностям ходовой части также относятся неисправности рулевого управления. При этом наблюдается значительный люфт рулевого колеса, сопротивление вращению рулевого колеса, неустойчивость при движении трактора по прямой траектории. В некоторых случаях для устранения достаточно произвести регулировку зацепления червяка.

Негерметичность камер колес приводит к потере давления в шинах. Для устранения необходимо разбортировать колесо, найти и отремонтировать место повреждения, при невозможности ремонта камеру заменить. Сбортировать колесо, довести давление в шине до рекомендуемого заводом-изготовителем.

Поделиться в социальных сетях
Также читайте
  1. Беларус МТЗ-622: конструктивные особенности и аналоги на рынке
  2. Бизон-Трек-Шоу 2017: что ждет механизаторов на XV международных гонках на тракторах
  3. Задняя тракторная навеска Механизмы навески трактора на Беларус: устройство и способы ремонта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *