Как устроена ходовая мотоблока МТЗ: конструкция и устранение поломок

Мотоблоки МТЗ являются типичными представителями сельскохозяйственных машин для работ на небольших площадях. Ходовая этих технических устройств состоит из несущей рамы и двигателя, с которого через редуктор осуществляется передача вращательной энергии на колёса.

Существует несколько вариантов ходовой для различных мотоблоков. Они бывают рамные, полурамные и безрамные. В своей основе, мотоблоки МТЗ имеют жёсткий каркас, на который устанавливается мотор и необходимые узлы для изменения скорости и управления. Также к раме крепятся колёса. Более точным определением ходовой мотоблока МТЗ является одноосное шасси. Колёсная формула данного устройства определяется формулой 2Х2.

Мотоблок МТЗ

В качестве двигателя мотоблока МТЗ Беларус 05 использовался бензиновый силовой агрегат модели УД-15. Этот мотор способен развить мощность в 5 л. с., что соответствует 3,7 кВт. Одноцилиндровый двигатель работает по четырёхтактной схеме. Объём составляет 245 куб. см. В качестве топлива используется бензин марки АИ-92.

Более поздние модели, Беларус 09Н, стали комплектоваться двигателями из Японии и Китая. Это мотор Honda GX-270, имеющий 1 цилиндр с объёмом 265 куб. см и мощностью в 9 л. с. и бензиновый агрегат Kipor KG280.

Изменение скоростей производится при помощи трансмиссии, которая позволяет выбрать одну из шести предлагаемых передач. Для движения вперёд рассчитано 4 скорости, назад – 2. При максимальной передаче мотоблок (как транспортное средство) разгоняется до 9,6 км в час. При вспашке и других работах основной является скорость в 2,15 км в час.

Сцепление обеспечивается фрикционной, многодисковой муфтой.

Переключения осуществляются при помощи рычагов, соединённых с ручками управления, которые являются своеобразным рулём. Он не имеет жёсткой фиксации и может менять своё положение в пределах 160 градусов по горизонтали и 15 градусов по вертикали. Такие трансформации дают возможность управлять машиной из любого положения. При работах можно контролировать мотоблок находясь не сзади него, а например, сбоку.

Общие габариты устройства выражаются следующими цифрами: 1800, 850 и 1070 мм, что соответствует длине, ширине и высоте. Клиренс равен 300 мм. Мотоблок способен развернуться на пятачке в 1 метр.

Колёса

Основное назначение мотоблока – работа на пахоте. Само по себе продвижение по вспаханной земле уже представляет большие трудности для любого вида транспорта. А если учесть, что мотоблоку приходится тянуть дополнительное оборудование, то проблем возникает ещё больше. Преодолевать рыхлый грунт можно, только имея достаточный дорожный просвет и большие колёса с увеличенным протектором для обеспечения надёжного сцепления с поверхностью. Мотоблоки МТЗ оснащены двумя пневматическими колёсами. Они имеют широкий и глубокий протектор в виде ёлочки. Такой рисунок позволяет уверенно производить работы практически на любом поле. Колёса состоят из дисков и шин 6L – 12. Их характеристики:

  • Профиль ширина 6 дюймов (15,5 см);
  • Диаметр наружный – 12 дюймов (57 см).

В зависимости от состояния грунта и нагрузки, давление в шинах колеблется от 0,08 до 0,12 МПа.

Мотоблок МТЗ с резиновыми шинами

Как и в большинстве мотоблоков, Беларус может менять ширину колеи. Для этого производится перестановка колёс на оси. При этом можно увеличивать колею с 450 до 700 мм.

К резине предъявляются особые требования, так как мотоблок в качестве транспортного средства передвигается по обычным дорогам и асфальту. Следовательно, шины мотоблоков должны обладать высокой износостойкостью.

Дифференциал

Для улучшения ходовых характеристик и манёвренности, мотоблоки МТЗ снабжены дифференциалом, предназначенным для межосевой блокировки колёс. Эта конструкция позволяет передавать мощность с главного вала оптимально на каждое колесо. Работа этого устройства основана на передаче распределении мощности, в зависимости от давления на ось колеса. При вхождении в поворот, внутренне колесо имеет меньшую угловую скорость, чем наружное. Дифференциал позволяет ускорять одно и замедлять другое. Передача крутящего момента производится посредством шестерней полуосей. Разворот всего мотоблока может производиться практически на месте, при этом одно из колёс будет блокировано. Чем свободнее вращается колесо, тем больше мощности уходит в его направлении.

Фрикционный дифференциал, устанавливаемый на мотоблоки МТЗ, имеет множество трущихся частей.

Следовательно, он нуждается в постоянном обслуживании и профилактике, входящих в его состав деталей.

Характерные неисправности мотоблоков МТЗ и ремонт

За всё время своего существования, мотоблоки МТЗ зарекомендовали себя как хорошая и простая в управлении сельскохозяйственная техника. Однако, несмотря на большую популярность, они уступают своим зарубежным аналогам. Причины две: цена и небольшая надёжность. Если с первым пунктом ещё можно поспорить, то второй явно оставляет желать лучшего.

Причинами выхода из строя мотоблока МТЗ может стать неисправность двигателя или поломка какого-либо узла или механизма.

Мотор может полностью не запускаться или работать в ненормальном режиме.

При отсутствии запуска первым делом проверяется наличие топлива и состояние свечи. Также внимание уделяется заслонке карбюратора и подаче горючего в карбюратор.

Возможные причины малой мощности:

  • Загрязнение воздушного фильтра;
  • Топливо низкого качества;
  • Грязь в выхлопной системе;
  • Снижение компрессии в блоке цилиндра.

Если первые три причины проявляются при отсутствии регулярной профилактики, то последняя является признаком износа цилиндра и требует существенного ремонта, вплоть до замены двигателя.

К остальным частым поломкам относится ненормальная работа трансмиссии. Для мотоблоков МТЗ к этому приводит износ дисков и ослабление пружин. Неисправность ликвидируется путём замены.

Причиной неисправности сцепления может стать тросик, деформированные фрикционные диски и грязное масло.

Увеличение шумовых характеристик редуктора указывает на низкий уровень масла или банальное, слабое закрепление деталей. Стук и скрежет возникает из-за изношенности шестерен, при этом рекомендуется немедленная замена повреждённой детали во избежание полного выхода из строя всего блока.

Перегрев коробки передач происходит в случае износа или повреждения подшипников.

Утечки масла являются недостаточной функциональностью сальников и прокладок.

Что касается ненормального передвижения устройства, то при неравномерности хода, причиной становится разное давление в шинах.

Неправильное крепление навесного оборудования приводит к трудной управляемости мотоблоком и повышенной вибрации.

Поделиться в социальных сетях
Другие материалы
  1. mtz-622-logo Беларус МТЗ-622: конструктивные особенности и аналоги на рынке
  2. Замена масла в двигателе мотоблока Выбираем масло для коробки и двигателя мотоблока МТЗ
  3. Ремонт двигателя МТЗ-80 Дизельные двигатели тракторов МТЗ: какие они бывают и чем отличаются

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *