Устройство и характеристики воздушного компрессора трактора МТЗ-80

Каждый трактор имеет собственную пневмосистему. В её основе находится компрессор. Наиболее часто используются приспособления, представляющие поршневой тип. Это одноцилиндровое, однотактное компрессорное устройство. Его предназначение лежит в нагнетании воздуха, который может быть использован в тормозной системе прицепа и функционировании дополнительного оборудования. С его же помощью производится подкачка тракторных шин.

Если рассмотреть тракторный компрессор в разрезе, то можно убедиться, что по конструкции, он очень напоминает обычный мотор внутреннего сгорания. Тоже цилиндр, поршень и коленвал. Отличие заключается в том, что цилиндр приводится в движение не сгорающими газами, а вращающимся валом, соединённым с главным двигателем. При движении, поршень нагнетает воздух и создаёт высокое давление.

Компрессор воздушный на тракторе МТЗ

Компрессор воздушный на тракторе МТЗ

Компрессор охлаждается с помощью воздуха. Для этого корпус выполняется в виде радиатора. Смазка устройства производится подачей масла из главного маслопровода дизельного силового агрегата, совместно с которым работает компрессор.

Основные элементы воздушного компрессора:

  • Коленчатый вал;
  • Цилиндр;
  • Головка цилиндра;
  • Поршневая группа;
  • Картер;
  • Клапан нагнетания;
  • Воздухозаборный клапан.

Компрессор работает по следующему принципу. Работающий двигатель передаёт вращательный момент на коленчатый вал. Поршень поднимается в верхнюю мертвую точку, воздух сжимается, открывая нагнетающий клапан. Затем он по воздуховоду направляется в баллон. Давление воздуха доходит до 7,4 кгс на кв. см, регулятор прекращает подачу. Падение давления до 6,6 кгс/кв. см открывает клапан и цикл повторяется. Таким образом, в воздушной системе трактора поддерживается постоянное давление.

Регулятор давления

Назначение этого устройства заключается в поддержании давления в пневмосистеме в заранее установленных пределах. В его функции входит очищение воздуха, подающегося в систему, от воды, масла и грязи. В состав регулятора давления входит клапан, посредством которого из общей пневмосистемы отводится воздух, которым подкачиваются шины или используемый во внешнем применении.

Регулятор давления воздуха находится непосредственно между компрессором и ресивером. Соединение обеспечивается штуцером.

Регулятор состоит из:

  • Разгрузочного поршня;
  • Фильтра;
  • Клапана отбора воздуха, включающего обратный клапан.

Пределы регулировки обеспечиваются при помощи пружины, которая связана с диафрагмой. Сила сжатия пружины устанавливается вращением болта. Пружина защищена от пыли крышкой. Выпускной клапан, стоящий снизу, с помощью стержня управляет работой разгрузочного поршня.

Схема компрессора трактора МТЗ-80/82

Схема компрессора трактора МТЗ-80/82

Покинув компрессор, воздух через подводящее отверстие направляется к регулятору давления. При этом он минует фильтр, включающий маховик с лопастями, создающий вихревые потоки.

После очистки фильтром, воздух устремляется к штуцеру. Отжимая обратный клапан, он попадает в ресивер. Созданное в полости давление заставляет реагировать диафрагму, которая, в свою очередь, стержнем приводит в движение пружину. Когда клапан полностью поднимется до упора, воздух прекратит выходить из полости наружу. Срабатывает запорный клапан. Обычно это происходит при давлении в 0,7 – 0.74 МПа. Воздух направляется в полость надразгрузочного поршня.

Сжатый воздух сдвигает поршень вниз, открывая выпускной клапан. Происходит выброс излишка в атмосферу. В это же время, пневмосистема избавляется от конденсата. Падение давления приводит к закрытию клапана, который подчинён пружине.
Когда давление в ресивере сравнивается с показателем 0,4 МПа, диафрагма со втулкой начинает двигаться вниз, надавливаемая пружиной. Запорный клапан становится на место и прекращает подачу воздуха к разгрузочному поршню.

Превышение давления до 0,8 МПа ведёт к открытию клапана выпуска воздуха в атмосферу. Выпускной клапан служит своеобразным предохранителем.

Модели для тракторов МТЗ

МТЗ 80 и 82 являются наиболее распространёнными тракторами на постсоветском пространстве. В качестве силового агрегата к этой технике используются дизельные двигатели Д240 и Д243. Совместно с ними работают компрессоры МТЗ модели А29 01.000.
Это устройство обеспечивает номинальное давление в работе – 0,6 МПа. Показатель избыточного давления доходит до 0,8 МПа.

Модели А29 характеризуются следующими данными: серия 01.000 построена по одноцилиндровой схеме, вал вращается с частотой 1550 об. в минуту. Рабочий объём цилиндра равен 172 куб. см, ход поршня – 38 мм. Компрессор нагнетает 210 л воздуха за одну минуту, при этом он потребляет 2 кВт мощности.

Неисправности

Воздушные системы МТЗ представляют собой довольно простые технические устройства. Качество сборки и используемые материалы закрепили за ними звание добротной надёжной техники. Тем не менее любой механизм подвержен выходу из строя. Особенно это характерно для устройств, находящихся в постоянном движении и испытующих значительные нагрузки. Компрессор А29 может прекратить свою работу по следующим причинам:

  1. Естественный износ деталей;
  2. Нарушение правил эксплуатации;
  3. Отсутствие соответствующего ТО;
  4. Использование неоригинальных запчастей.

Наиболее характерные неполадки проявляют себя следующим:

  • Отсутствует давление воздуха – ненормальная работа клапанов, возможное проскальзывание ремня привода;
  • Пониженное давление – пришла в негодность поршневая группа, изношены кольца;
  • Появление нехарактерных звуков в области нахождения поршня – выработка поверхностей;
  • Стук в коленвале – повреждение вкладышей или подшипника.

Своевременный уход и надлежащее обслуживание позволяет долго и беспроблемно использовать компрессоры МТЗ.

Поделиться в социальных сетях
Другие материалы
  1. 3 типа насосов на тракторе МТЗ 3 типа насосов на тракторах МТЗ: конструкция и ремонт
  2. ВОМ трактора МТЗ Конструкция и регулировка вала отбора мощности трактора МТЗ
  3. Днище трактора МТЗ Беларус Гидроаккумулятор тракторов МТЗ-80/82: назначение и принцип работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *