Шестеренчатые насосы для тракторов МТЗ: принцип работы и сравнение разных моделей

Шестеренчатый насос (НШ) – это объемный гидравлический механизм, трансформирующий механическую энергию привода и передающий ее к исполнительным элементам путем перекачивания жидкости, сопровождающегося увеличением ее давления.

В тракторной технике торговой марки BELARUS шестеренчатые насосные устройства используются для подачи рабочей жидкости в гидравлическую систему под давлением, обеспечивающим работу ее элементов.

Шестеренные насосы для трактора МТЗ

В качестве рабочей жидкости раздельно-агрегатной замкнутой гидросистемы тракторов BELARUS применяется минеральное масло, которое подается под давлением к гидравлическим цилиндрам, перемещающим навесное оборудование, а также приводит в действие рабочие органы агрегированных с базовой машиной устройств.

Функции и месторасположения шестеренного насоса

Являющееся основным элементов гидросистемы трактора шестеренчатое насосное устройство устанавливается на корпусе гидроагрегатов между емкостью для хранения рабочей жидкости и распределителем, регулирующим подачу масла к гидроцилиндрам и выходам гидросистемы.

Насос закрепляется с использованием предохраненных от самостоятельного отвинчивания крепежных элементов и соединяется с трубопроводами всасывающей и напорной магистралей системы с применением фланцевых соединений с уплотнителями.

Создаваемое насосом давление обеспечивает работу гидравлических приводов базовой машины, работающих в трех основных режимах:

  1. Перемещение поршня гидроцилиндра под давлением масла в двух противоположных направлениях.
  2. Его фиксация при заблокированном выходе масла из цилиндра.
  3. Свободное движение поршня при соединении обеих емкостей цилиндра с магистральным трубопроводом системы.

Подаваемая через выходы гидросистемы рабочая жидкость выполняет аналогичные функции при работе гидроцилиндров навесного оборудования, а также приводит в действие рабочие органы агрегированных с трактором устройств, использующие другие принципы работы, в частности, преобразование давления жидкости в различные типы механического движения.

Конструкция шестеренчатого насоса

Основу конструкции шестеренчатых насосных устройств составляют:

  • Выполненный из металла герметичный корпус;
  • Две внешне–зацепленные и плотно соединенные между собой шестерни, размещенные в корпусе на минимальном расстоянии венцов от его поверхности. Одно из шестеренчатых колес является ведущим и соединяется с валом приводного устройства.
  • Служащие опорами для цапф шестерен, расположенные в зоне забора жидкости подшипники и установленная в зоне повышенного давления поджимная обойма, обеспечивающие плотный контакт с корпусом боковых поверхностей обеих шестеренчатых колес;
  • Передняя крышка с отверстием для приводного вала, запрессованным снаружи уплотнительной манжетой;
  • Задняя крышка;
  • Фиксирующие детали насоса крепежные элементы и обеспечивающие герметичность устройства уплотнители;
  • Отверстия для всасывания и выпуска нагнетаемого масла.

Шестеренчатые насосные механизмы в зависимости от направления вращения шестерен разделяются на правые, вращающиеся при взгляде со стороны привода по часовой стрелке и левые, крутящиеся в противоположную сторону.

Более мощные устройства имеют округлую форму и применяются при агрегировании тракторов с навесным оборудованием, приводимым в действие высоким давлением рабочей жидкости – подъемные агрегаты, экскаваторные и бульдозерные комплексы.

Принцип действия НШ

Во время работы двигателя соединенный с валом отбора мощности трактора шлицевым соединением вал насоса передает вращательное движение ведущей шестерне, которая заставляет вращаться внешне–сцепленное с ней ведомое шестеренчатое колесо.

Как выбрать шестеренный насос

Вращаясь в противоположных направлениях, шестерни перемещают рабочую жидкость из зоны ее поступления вдоль цилиндрической поверхности корпуса в зону повышенного давления, а затем в трубопроводную магистраль, соединяющую насос с другими элементами гидросистемы.

В результате перемещения жидкости во всасывающей области насоса создается разрежение, которое заполняется маслом из бака для его хранения.

Перемещение масла в обратном направлении блокируется плотным сцеплением зубьев шестерен, минимальным зазором между их венцами и корпусом устройства, а также поджатой к боковой поверхности шестерен давлением масла прижимной обоймой.

Эксплуатационно-технические характеристики шестеренчатых насосных устройств

Основными технико-эксплуатационными параметрами насосных устройств шестеренчатого типа являются:

  • Зависящий от геометрических размеров шестеренчатых колес рабочий объем;
  • Направление вращательного движения вала – левое или правое;
  • Давление рабочей жидкости на выходе устройства;
  • Измеряемая в оборотах в единицу времени скорость вращения вала;
  • Давление поступающего в насос масла;
  • Скорость перекачки рабочей жидкости;
  • Коэффициент полезного действия;
  • Мощность устройства;
  • Масса и габариты механизма.

Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение

Неисправность, ее признаки и проявления Возможная причина Вариант устранения
Низкое давление на выходе насоса. 1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения.
2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора.
1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом.
2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора.
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена. Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали. Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали.
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса. Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов. Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты.
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса. Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства. Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их.
Повышенный уровень шума во время работы устройства. Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы. Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения.
Как изменить направление вращения НШ

Эксплуатационно-технические характеристики моделей шестеренчатых насосов

Устанавливаемые в гидравлические системы тракторов модели шестеренчатых насосов, выпускаемые различными производителями, обладают одинаковой конструкцией и используются при совпадении технико-эксплуатационных характеристик как взаимозаменяемые механизмы.

В модельный ряд насосных агрегатов шестеренчатого типа, используемых в тракторной технике входят насосы НШ6, НШ10, НШ32, НШ50 и НШ100.

Отличающиеся рабочим объемом, варьирующимся в диапазоне от 6 до 100 кубических сантиметров, насосные шестеренчатые устройства имеют одинаковый диапазон давления всасываемой рабочей жидкости (от 0,018 до 0,15 МПа) и аналогичные характеристики масла, подаваемого в гидравлическую систему – от 16 и 20 МПа.

Модели с большей емкостью отличаются большей производительностью, значение которой в зависимости от модели насоса составляет от 16,3 до 173,4 литра в минуту, а также необходимой для работы устройства мощностью, составляющей для разных модификаций оборудования от 6,8 кВт до 80,1 кВт.

Все виды шестеренчатых насосов рассчитаны на эксплуатацию в температурно-климатическом коридоре от -50 до +60 градусов и производятся в модификациях с вращающимися по часовой стрелке и против нее ведущими роторами.

Информация об основных технико-эксплуатационных характеристиках насосных устройств шестеренчатого типа, устанавливаемых на тракторную технику, приведена в таблице.

Эксплуатационно-технические параметры насосов шестеренчатого типа, устанавливаемых на тракторную технику

Эксплуатационно-технические параметры Модельный индекс
НШ6 НШ10 НШ32 НШ50 НШ100
Рабочий объем, куб. см. 6,3 10 32 50 100
Направление вращательного движения ведущего ротора (левое или правое) Левое и правое
Давление рабочей жидкости на выходе устройства, МПа 16 16/20 16/20 16/20 16/20
Скорость вращения ведущего ротора, обороты в минуту 2400 2400/3200 2400 2400 1920
Скорость перекачки рабочей жидкости, литры в минуту 16,3 21 68,6 68,6 173,4
Потребляемая устройством мощность, кВт 6,8 26,6/33,2 51,9/61,5 64,1/80,1
Диапазон давления поступающего в насос масла, МПа 0,018-0,15
Масса устройства, кг 1,45 3,0 7,0 8,0 17,0
Температурный коридор эксплуатации насоса, градусы Цельсия От -50 до +60

Маркировка насосов шестеренчатого типа

Маркировочные обозначения на корпуса шестеренчатых насосов наносятся с соблюдением требований стандарта 19027-89, в соответствии с которым насосные устройства, предназначенные для работы в гидросистемах машин, обозначаются буквенно-цифровым рядом, в состав которого входят следующие один за другим символы:

  • НШ — обозначающие вид устройства буквы – насос шестеренчатый;
  • Цифры, указывающие на рабочий объем насоса в кубических сантиметрах;
  • Буква, условно обозначающая предприятие, которое изготовило насос;
  • Значение номинального давления масла, подаваемого насосом в гидросистему, обозначаемое буквой З, если составляет 16 МПа
  • Буква Л, обозначающая насос с вращающимся против часовой стрелки при взгляде со стороны привода ротором. Правое направление вращения не обозначается.

Так, надпись на корпусе НШ32У-3 Л означает, что насос относится к устройствам шестеренчатого типа, используемым в машиностроительных гидравлических системах, имеет рабочий объем 32 кубических сантиметра, изготовлен обозначенным буквой У производителем, имеет номинальное значение давления подаваемой в систему жидкости 16 МПа и оснащен вращающимся против часовой стрелки ведущим ротором.

Поделиться в социальных сетях
Также читайте
  1. ВОМ трактора МТЗ Конструкция и регулировка вала отбора мощности трактора МТЗ
  2. Навесной гидравлический экскаватор МТЗ Как выбрать гидравлическое масло для экскаватора на базе МТЗ
  3. Задняя тракторная навеска Механизмы навески трактора на Беларус: устройство и способы ремонта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *