Конструкция и регулировка вала отбора мощности трактора МТЗ

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

Для этого:

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Поделиться в социальных сетях
Другие материалы
  1. КПП трактора МТЗ Как устроена трансмиссия колесных и гусеничных тракторов МТЗ
  2. hodovaya-logo Особенности ходовой части колесных и гусеничных тракторов МТЗ
  3. kpp-maslo-logo Выбираем трансмиссионное масло для коробки трактора МТЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *